Галина Власова

423

Детская литература (обзор раздела «Детская литература» онлайн-журнала «Дактиль» за 2019-2020 гг.)

Современная детская литература развивается по тем же принципам, которые наиболее характерны для взрослой литературы.

В литературный и социокультурный феномен новейшей детской литературы входят: высокая словесность (роман воспитания, сказочные повести, школьные повести и рассказы, литературные сказки и др.); массовая литература — с расцветом жанров современного детского триллера («страшилок»), детектива, фэнтези, любовных романов для девочек и т.д.; литература «Non-fiction» (детские энциклопедии, словари и справочники).

Исследователь детской литературы М.А. Черняк отмечает: «Современная стадия развития литературы демонстрирует разнообразные жанровые сдвиги, скрещения и синкретические формы. Литературный процесс „ускоряется“, формируются новые жанры и субжанры. Подобную динамику возникновения и закрепления новых жанров и форм художественных произведений можно обнаружить в разных стратах — в элитарной литературе, беллетристике, массовой литературе и, безусловно, в детской литературе, вбирающей в себя все основные черты современного литературного процесса» [1].

В жанровой системе современной детской прозы явно доминируют сказочно-фантастическое направление, представленное, прежде всего сказочными повестями и литературными сказками (А. Егорушкина, Л. Горалик, Д. Джумагельдинова, А. Макаримова, В. Прохоренко), фэнтези (Д. Емец, А. Жвалевский и И. Мытько, Г. Гордиенко).

На литературной карте России и Казахстана появляются и сказки, написанные для детей «взрослыми» писателями (Л. Петрушевская, А. Кабаков, Л. Улицкая, М. Фрай, М. Вишневецкая, Л. Мананникова, Е. Клепикова, Е. Зейферт, Л. Калаус, Ю. Серебрянский и другие). Жанр фэнтези активно пополняется новыми текстами (новый роман Сергея Лукьяненко и Аркадия Шушпанова «Школьный Надзор»).

Проза представлена «страшилками» и детскими триллерами (В. Роньшин, Е. Неволина, Л. Влодавец), детективами (В. Роньшин, С. Махотин), повестями на социальную и школьную тему (Е. Мурашова, А. Гиваргизов, А. Жвалевский и И. Мытько), подростковой повестью и романом (Д. Сабитова, А. Амраева), повестями о девочках (М. Бершадская, Л. Матвеева, У. Караваева). В последние годы обрел особенную популярность проект «Этногенез» (серии книг «Маруся»), жанр которого можно определить как историческая фантастика.

М.А. Черняк обозначила и новый жанр, который условно назвала «библиотравелог» — «путешествие по литературному или просто литературоцентричному миру» [1]. Исследователь подчеркивает, что появился новый литературный проект, диаметрально противоположный «Этногенезу», но тоже популярный у подростков. «Проект А. Жвалевского и Е. Пастернак „Смерть мертвым душам“ с провокационным лозунгом „Выверни классиков наизнанку“ в какой-то степени стал ответом на актуализировавшиеся в последнее время дискуссии о работоспособности школьных программ по литературе, с одной стороны, и, с другой стороны, — на жанровые поиски современной литературы, оказавшиеся в значительной степени связанными с игровым использованием классического наследия» [1].

В этом контексте библиотравелоги и фанфики органично вошли в жанровую систему современной детской литературы. Например, библиотравелог А. Жвалевского и Е. Пастернак «Смерть мертвым душам», трилогия Олега Роя «Хранители».

Кроме того, в детско-подростковую литературу проникают пародийные формы, что приводит к размыванию четких возрастных границ, многоадресности художественных текстов: «В современном литературном пространстве появилось множество принципиально пародийных жанровых форм. В детское чтение внедряются такие пародийные жанры, как пародийный триллер („ужастик“, страшилка, кошмарики, „современные жуткие истории“, „страшные ужасы“, „кладбищенские“ и „вампирские истории“ В. Селина, Э. Успенского, А. Усачева, Э. Веркина), пародийный (иронический) детектив (В. Роньшин, И. Андрианова-Голицына) и даже пародийный подростковый любовный (бульварный) роман (сестры Воробей)» [2].

В детской субкультуре остается продуктивным жанр рассказа для детей. Выделяются следующие жанровые разновидности детского рассказа, восходящие к классической малой прозе для детей: психологические рассказы (Мария Ботева, Ася Петрова, Нина Дашевская), школьные рассказы (Артур Гиваргизов, Марина Аромштам, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак), социальные рассказы (о трудном детстве) (Юлия Кузнецова), исторические рассказы (Марина Аромштам), приключенческие рассказы (Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак), юмористические рассказы (Ксения Драгунская), фантастические рассказы (Наталья Евдокимова), календарные и православные рассказы (Майя Кучерская, Николай Блохин), рассказы о вещах и профессиях, рассказы о животных, птицах и растениях (Тамара Михеева, Станислав Востоков).

Рассказ — один из самых популярных неканонических жанров детской прозы с характерными признаками, среди которых: небольшой объем, ориентация на устную традицию рассказывания, изображение одного или нескольких событий, выделение одного героя из среды персонажей и др. Для детского рассказа характерны стереотипные наборы сюжетных ситуаций и мотивов, определенная тематика и проблематика (нравственно-этическая), типология героев и стилевые признаки. Рассказы для детей и о детях охватывают особый круг тем, отличных от тем прозы для взрослых. Это тема исторических потрясений, военная тема, тема сиротства, школьная тема и тема дружбы: в этих произведениях авторское внимание сосредоточено на взаимоотношениях ребенка с его сверстниками, родителями, учителями. Кроме того, постоянной для детской прозы оказывается тема природы, рассказы и повести о животных неизменно входят в круг детского чтения.

Сформировалась жанровая модель детского/подросткового рассказа, характеризующегося особым типом сюжетной и мотивной структуры, конфликтом, системой персонажей, пространственно-временной и сюжетно-композиционной организацией, стилем и типом повествования.

Выделяются следующие сюжетные ситуации и мотивы: восстановление справедливости и порядка, помощь слабым и угнетенным, спасение мира, психологическое «спасение» взрослых, игра, воспитание (правильное/неправильное воспитание, перевоспитание).

Можно выделить и типологию героев: главные и второстепенные герои; люди, животные, птицы, растения, игрушки.

Дети — мальчики и девочки (правильные — отважные, искатели, спасатели; проказники и шалуны, сироты, одинокие дети, сверстники).

Взрослые — обычно слабые и пассивные (если положительные): родители (мама, папа), братья и сестры, бабушки, дедушки, тети и дяди, «злые» родственники, наставники, учителя, воспитатели и няни, волшебники и волшебницы, антагонисты — обычно сильные (злодей), колдуны и колдуньи.

Животные и птицы — обычные: кошки, собаки, медведи, зайцы, лиса, волк; необычные, наделенные человеческими чертами; зверушки — антропоморфные и фантастические.

Растения: цветы (тюльпаны, розы, ромашки), деревья (береза, дуб, ель, сосна), луковка Чипполино, яблоко.

Игрушки: куклы, мячи, солдатики, машины и др.

Поэтика детского рассказа обладает особой «детскостью»: это простой и динамичный сюжет, несложная композиция, обязательная типология героев: обычно это главный герой — ребенок — и его друзья или родители; ограниченный временем и пространством хронотоп, портретные описания, диалоги, несобственно прямая речь, живой разговорный язык.

Обзор интернет-порталов, онлайн-журналов и новейших публикаций показал, что сформировалась группа писателей разного возраста, заинтересованных в развитии детской литературы в Казахстане, пишущих малую прозу для детей.

Заслуживает внимания первый литературный онлайн-журнал «Дактиль», основанный в 2019 году. Основные разделы: «Проза», «Поэзия», «Критика и публицистика», «Драматургия», «Детская литература». Издание развивает русскоязычную литературу страны. В создании сайта участвовали Открытая литературная школа Алматы (ОЛША) и школа писательского мастерства Ильи Одегова «Литпрактикум». «Главная цель журнала — создать площадку, которая бы помогала нашим читателям находить для себя новую интересную литературу, создаваемую в Казахстане, а авторам публиковать свои произведения, не обивая пороги издательств или не обращаясь к российским журналам».

Молодые авторы «Дактиля» обращаются к высоким жанрам детской литературы, в частности к рассказам на школьную и социальную тематику.

На рубеже XX-XXI вв. происходит активизация малых жанров, появились зарисовки в психологическом ключе, тексты, где школа становится моделью мира: Л. Юзефович «Гроза. 1987», А, Геласимов «Нежный возраст», Т. Крюкова «Женька Москвичев и его друзья». Самые популярные и востребованные книги пишут Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак: «Время всегда хорошее» «Гимназия №13», «Москвест», «Я хочу в школу!». Событиям реальной жизни посвящает свои повести Е. Мурашова. Наиболее удачные повести «Класс коррекции», «Одно чудо на всех».

Жанровые признаки школьной прозы: особый хронотоп (школа, лагерь), конфликт — решение внутришкольных проблем, локализация конфликта между учениками и педагогами или в рамках детского коллектива. Школьная повесть и рассказ имеют свою типологию героев, разделяющую их на три группы: ученики, педагогический коллектив, родители.

По утверждению М.А. Черняк: «Школа — живой социальный институт, в котором концентрируются человеческие характеры и оживают разнообразные стереотипы. Для героев этих произведений школа является площадкой, на которой ставятся эксперименты, проверяются гипотезы, ищутся ответы на вопросы. Это этапы и формы жизненного пути, самоопределения, познания себя и мира. Так или иначе — это один из самых жизнеспособных жанров современной детской литературы» [3].

Рассмотрим, как представлена детская литература в новом онлайн-журнале. В 16 номерах «Дактиля» опубликованы 11 авторов, пишущих детскую прозу: Крутова Валерия, Сатпаева Нурайна. Клепикова Елена. Белоусова Анастасия, Стикеева Рашида, Кошутская Лидия, Михайлов Александр, Сарбай Нурсултан, Дидар Абланов, Бочарова Юлия, Нигматуллин Тимур [4-14].

Так, писатель и литературный критик Валерия Крутова обращается к школьной тематике. Герои двух ее рассказов «Дружба между мужчинами и женщинами», «Кулаками не машут» — школьники второго класса: Азамат и Димка, Оксана, Аня и Марийка. Во время субботника Азамат опровергает утверждение Аниной мамы о том, что «дружбы между мужчинами и женщинами не бывает». Азамат помогает мыть парты, вынести воду и обсуждает с девочками, что дружить с ними можно и нужно. Учительница Юлия Андреевна «застала их за столом, весело болтающих и крошащих бутербродами на пол: „Молодцы какие, — улыбнулась она. — Все помыли, поели и подружились“. — „А мы всегда дружили. Нам еще можно!“ — заявил Азамат с полным ртом» [4]. Рассказ посвящен теме дружбы.

В юмористическом рассказе «Кулаками не машут» Азамат долго не мог придумать талант на конкурс талантов. И неожиданно в конце показывает свой талант. «А вот так умеете? — воскликнул он. И засунул кулак в рот. Все молчали. Видимо, никто больше так не умел» [4].

Анастасия Белоусова — филолог-литературовед, выпускница семинаров поэзии, прозы и детской литературы ОЛША. В рассказе «Шутка» автор выводит тип героя-чудика. Гриша — исследователь слов и смыслов, занимается реализацией привычных метафор. Одноклассники, учителя и друзья недолюбливали его за это, а родители нервничали и наказывали. «Учителя Гришу недолюбливали. На слова „Заведите общую тетрадь“ он отвечал: „Куда завести?“ или „Я могу завести только свою собственную“. Одноклассники с ним не общались, ведь после фразы „Что у тебя на второй вопрос?“ он говорил: „Ответ“» [5].

В рассказе А. Белоусовой раскрывается тема школьной дружбы. Коля, друг Гриши, узнал, что он приемный сын, и очень расстроился. Коля попросил Гришу больше не шутить. «С утра до ночи он бегал во дворе, а Коля все меньше играл, больше сидел на скамейке и чертил палочкой по земле. Что-то происходило, но он никому не рассказывал что. Гриша постоянно думал, как бы ему помочь, но придумал только поднапрячься и не шутить изо всех сил, ни за что не шутить!» [5]. А когда Гриша понял, в чем проблема, то остался верен дружбе и перестал отпускать свои шутки при Коле, а попытался доказать свою дружбу.

Детские рассказы о дружбе актуальны во все времена, формируют личность и помогают освоить принципы общения со сверстниками, определять общие интересы и находить интересные увлечения.

Нурайна Сатпаева — прозаик, драматург, слушатель Открытой литературной школы Алматы. Цикл рассказов «Приключения Альки» можно репрезентировать как приключенческую прозу с элементами фантастики. В рассказе «Алька и Бухтик» повествуется о летних каникулах. Алька — мечтатель и романтик, скучает, ведь его лучший друг уехал. Алька жил в доме почти у берега Каспия, так что родители разрешали ему гулять одному.

«Солнцем незаметно напекло голову, и Алька решил освежиться. Стянул футболку, шорты, но серебряную тамгу на шее оставил. Дедушка, когда на день рождения этот защитный амулет дарил, строго наказывал его ни за что не снимать» [6]. В морской бухте Алька освободил из сети говорящего тюлененка, назвал Бухтиком и подружился с ним. Когда вернулся его друг Даня, то не смог понять Бухтика. Понимал его только Алька — ведь у него была волшебная тамга, которую «еще прадедушка носил, а до этого прадедушкин прадедушка» [6].

В рассказе «Алька и Черная Кисточка» понимающий язык животных Алька спасает Черную Кисточку, степную рысь — каракал. Рассказ «Алька, Томка и Чайка» о том, как подружились Алька и Томка, спасая гнездо птенцов чайки.

Характерно, что время действия в рассказах — лето, время каникул у детей. А каникулы — особый период жизни, обладающий повышенной значимостью; время, за которое ребенок может повзрослеть и посмотреть на мир другими глазами. Герой рассказов Алька научился не только понимать язык животных, но и дружить.

Елена Клепикова — прозаик, детский писатель, эссеист. Преподаватель и ведущая семинара «Проза и детская литература» в Открытой литературной школе Алматы.

Как мастер детской прозы Елена Клепикова написала юмористический цикл рассказов «Жаник и Женик». С шаловливыми друзьями — Жаником и Жеником происходят веселые и необыкновенные истории. В рассказе «Зеленое спасение, или как Жаник и Женик стали инопланетянами» друзья нечаянно покрасили зеленкой любимого маминого кота. «Когда мама вернулась с работы и зашла в комнату, она не поверила глазам своим. На диване чинно сидели два зеленых мальчика, а между ними пушистый, цвета молодой травки кот. Мама ужасно расстроилась, но не подала виду, а сказала: „Завтра пойдете со мной на выставку. Оба! И кота понесете. Инопланетяне…“ Главный приз они, конечно, не получили. Зато им досталась самая важная награда — Приз зрительских симпатий» [7].

В рассказе «Золотая рыбка, или как Жаник и Женик загадывали желания» интерпретируется сказка А. Пушкина о золотой рыбке. Жаник и Женик загадывали разные желания, а рыбка не исполняла. Мальчики решили притвориться старыми, ведь в сказке Пушкина загадывал желание старик. Но и это не помогло. «А потом вдруг Жаник вспомнил: „Без труда не выловишь и рыбку из пруда! Нам надо ее в море выпустить, потом неводом поймать, а потом снова отпустить. И только тогда желание загадать“» [7]. Тогда друзья решили ждать лета, чтобы выпустить рыбку и вновь ее поймать. «Друзья покормили золотую рыбку и стали ждать лета» [7].

В рассказе «Ненастоящее имя, или как Жаник и Женик писали книгу „Очень большой рассказ писателя Жандоса“» Жаник решил написать книгу, придумал жанр «очень большой рассказ». Когда пришел его друг Женик, то они вместе придумали псевдоним, больше похожий на название «Книга: Гениальный Душевный Друг». Довольные ребята побежали на улицу играть в футбол, ведь главное дело начинающего писатели они сделали: придумали название и псевдоним. Уверившись в своей гениальности, они решили писать книгу, когда захочется: «Когда захотим, тогда и начнем. Она все равно будет гениальная» [7].

Каждый рассказ цикла Е. Клепиковой раскрывает определенную нравственно-этическую проблему: умение дружить, желание творить и преображать мир. Мотив игры является доминирующим, мальчишки с увлечением играют, и взрослая мама в данном случае является их доброй помощницей.

Рассказы написаны мастерски. Елена Клепикова прекрасно владеет детской поэтикой: динамичный сюжет, жизнеутверждающий пафос, легкий юмор, типы героев-творцов, конструирующих собственную реальность, стиль. Это свидетельствует о том, что автор наследует традиции короткого юмористического рассказа В. Драгунского и В. Голявкина.

Рашида Стикеева — филолог, закончила курс прозы Михаила Земскова, курс прозы Ю. Серебрянского и Е. Клепиковой. Написала рассказ «Бежал по улице баран», в котором раскрывается тема дружба и любви к животным. У бабушки Терезы двое внуков — Гошка и Луиза. Это традиционная пара героев: непослушный двоечник брат и послушная отличница сестра. «Гошка плохо учился. Ему было скучно. Иногда он посередине учебного дня закидывал ранец за спину и отправлялся в соседний двор. Там отсиживался в кустах с приятелями, такими же лоботрясами, перекидываясь в картишки и непременно удачно. Отчего тяга лишний раз удрать с уроков только усиливалась» [8]. «Луиза — полная противоположность брату. Отличница круглая, сроду ни в какие истории не попадала, и неприятности ее не искали» [8].

Гошка очень хотел собаку, но родители ему не разрешали. Одно только успокаивало — у него был настоящий друг Аскарик. «Три счастливых месяца в году Гошка наслаждался братской круглосуточной дружбой. Его жизнь наполнялась смыслом только летом, когда они с сестрой переселялись к бабушке» [8].

Однажды во дворе появился баран, и друзья его кормили, а Гошка представлял его собакой. Вдруг баран вырвался и побежал по городу. «Алма-Ата семидесятых годов гордо носила звание — город образцового содержания. Везде чистота и порядок. И вдруг на тебе! Посреди белого дня по улице бежит бесхозный баран!» [8]. На следующий день барана зарезали, но Гошка был расстроен и не стал есть мясо. Вскоре приехал отец Гошки и привез ему долгожданную собаку. Гошка был счастлив.

В рассказе реализованы жанровые признаки детской литературы: несложный сюжет, наличие пары героев — друзей, любовь к животным и понимание взрослого папы.

Лидия Кошутская — филолог, выпускница Открытой литературной школы Алматы, автор рассказов и сказок. Основные жанры работ: магический реализм, научная фантастика, мистика, фэнтези, сказка.

«Ангел сломанных вещей» — это психологический рассказ с элементами фантастики. Рассказчик — старшая сестра Женя обнаружила, что младшая сестренка Нина разбила любимую мамину вазу. Решив убрать осколки, она поняла, что в комнате появилось странное существо: «Сначала подумалось, что это Муми-тролль выбрался из детской книжки, только вот значительно похудев и нацепив какую-то серую, как у Гэндальфа, мантию. Потом я осознала, что его мордочка больше похожа на лисью, но будто бы ее рисовал человек» [9]. Зверек оказалось ангелом сломанных вещей и сразу подружился с Ниной, ведь маленькие дети верят в сказку и чудо. Сестры вспомнили недавно умершую маму и попросили ангела передать ей привет: «Нинка вдруг рванулась к комоду, достала что-то из нижнего ящика и протянула ангелу. Оказалось, это была открытка. Нинка рисовала ее в детском саду… На восьмое марта. И так и не подарила. — Ты сможешь передать ее маме? Пожалуйста?» [9].

Появление именно ангела просветляет душу старшей сестры и укрепляет доверие и уважение к младшей Нине, которая оказалась более чуткой и доверчивой.

Александр Михайлов публикуется впервые, он еще учится в школе, но прошел курс Молодежной литературной мастерской ОЛША.

Рассказ «Пропускной пункт» социально-фантастический. Герои рассказа проходят пропускной пункт, чтобы отправиться либо в рай, либо в ад, либо на рассмотрение вопроса. Рассказчик и его друг Женька совершают добрый поступок: отправляют дело смелой девочки на рассмотрение. «Я не верил своим глазам. Орудие убийства АК-47. 23 добрых дела на 51 злое. Что? Как? Можно ли сделать столько зла за четырнадцать лет? Не верю! Я стал читать дальше. Погибла при освобождении из плена группы детей. Убила пятерых террористов и была убита шестым. Дальше действовал спецназ. Все дети спасены, из жертв только она. Риск рассчитала и была готова к смерти. Девочка крайне смелая. Прошу отправить на рассмотрение» [10].

Герои рассказа принимают непростое решение спасти девочку, которая, спасая других детей, убила пятерых взрослых. В рассказе разрабатывается традиционная сюжетная ситуация восстановление справедливости и порядка, спасения мира. И выполняют эти сложные задачи имени герои дети, которые в отличие от взрослых, не боятся предпринимать активные действия. Дети-спасители самостоятельно берут на себя инициативу в ситуациях, когда, опять-таки, взрослые не в состоянии справиться с ней своими силами.

Нурсултан Сарбай — слушатель онлайн-курса Молодежной литературной мастерской ОЛША. В психологическом рассказе для подростков «Крабы» раскрывается тема дружбы и любви. Главные герои — пятеро друзей: Тасбек, Костик, Алишер, Дармен и повествователь — отправляются в пятницу после школы на озеро. Они спорят о спорте, размышляют о любви. Автор-повествователь мечтает заняться спортом, чтобы понравиться девушке Дане. «Я ведь и хотел заниматься спортом исключительно ради того, чтобы понравиться Дане. Мы с ней были хорошими друзьями, и она знала, каков я внутри. Но если это не подействовало, то и мышцы не помогут» [11]. Но тут он увидел ее с другим мальчиком, прыгнул в воду и поплыл изо всех сил. «Лишь бы не находиться вблизи Даны. Лишь бы как можно скорее и как можно дальше уплыть от всего, что творилось внутри меня» [11].

Н. Сарбай употребляет разговорную лексику и молодежный сленг: «внешка», «стремный», «по фигу», «чувак», «дрищ долбанный», «ек-макарек». Вероятно, специфический язык современных подростков обусловлен стремлением автора вступить с читателями в своеобразный диалог, заговорить на одном языке, быть более понятым.

Дидар Абланов учился в Детской литературной мастерской ОЛША. В 2020 прошел онлайн-курс Молодежной литературной мастерской ОЛША. Публикуется впервые.

Рассказ «Урал» соответствует жанровым признакам календарного святочного рассказа. Рассказы, приуроченные к празднику, выстраиваются по определенному канону. Очень часто они имеют счастливые концовки: встречаются после долгой разлуки любящие, чудесно спасается от неминуемой гибели, выздоравливает смертельно больной человек (чаще всего — ребенок), примиряются враги, чудесно преображаются безнравственные люди, забываются обиды. Большинство рассказов начинаются с описания несчастий героев. Но чудо входит в частную жизнь людей. Не обязательно оно сверхъестественного порядка, гораздо чаще это чудо бытовое, которое воспринимается как удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Логика сюжета рассказа подчинена преодолению неполноты, дисгармонии жизни.

В рассказе Д. Амантая герой испытывает душевный разлад, но в соответствии с жанровым каноном происходит встреча с чудесным дарителем и преображение жизни. Главный герой, школьник Коля, повздорил с матерью из-за плохих отметок в школе. Он ушел из дома в скверном настроении, и мир вокруг него был ужасным. Коля испытывал дисгармонию и захотел выбросить старый велосипед «Урал» в реку. Но спину пронзила острая боль, он надорвался и упал. «Парень встал — ему помогли — и увидел перед собой невысокого старика, смуглого и седого с добрыми глазами-бусинами, как у плюшевой игрушки» [12].

Старик долго разговаривал с Колей, расспрашивал о жизненных планах. Рассказывал о своей жизни; про внуков и про свое детство в деревне, о том, как в одиннадцать лет встретил будущую жену, с которой они до сих пор вместе. «Слушай, поздно, на улице сейчас полно хулиганья, мама, наверное, волнуется. Ты бери мой велосипед и поезжай скорее домой. Потом вернешь, если еще встретимся» [12]. Коля уехал, а по дороге он видел мир уже другими глазами — вдоль реки светили фонари, он «вдруг увидел крошечный портрет младенца с голубыми глазами, чистый и трогательный, а чуть поодаль — нарисованные мелками поляну с солнцем, счастливую влюбленную пару, признания в любви и большую цветастую надпись: „Мама, ты самая лучшая!“» [12].

Все жанровые признаки святочного рассказа реализованы. Место и время действия рассказа — зима, дорога, вероятно, действие происходит перед Новым годом. Сюжет простой, схематичный, однообразный, с набором типовых мотивов. Пафос сентиментальный. Идейный смысл: утверждение христианских добродетелей, культ дома, семейного очага, идеи всеобщей любви, милосердия, примирения. Персонажи: мальчик, старик, младенец Христос, мама.

В рассказе «Волчья бездна» интерпретируется сказка про Красную Шапочку. Героиня в красной шапочке попадает в брюхо волка, встречает женщину, которая ей объясняет, почему девочка оказалась здесь. Оказалось, что она нарушила запрет и свернула с тропинки, а волк проглотил ее и бабушку. «У Волка два желудка: один для непослушных девочек, другой — для их бабушек. Они не сообщаются, ты не можешь просто так попасть из одного в другой» [12]. Женщина рассказала девочке сказку о непослушных сестрах, которые любили шалить и все делали наоборот. Жители деревни попытались избавиться от несносных девчонок. Но сестер спасает добрый Дровосек, который «любил всех детей и помогал им, какими бы непослушными они ни были» [12]. Девочка осознала свою вину и поверила в чудесное будущее избавление. В развязке одна из девочек пытается утешить героиню и говорит ей: «Знаешь, а мы когда-нибудь построим над нашим городом солнце, красное-красное. Оно будет греть нас всех и освещать наши дома и улицы; каждому будет вдоволь тепла и света. Каждому. Вот увидишь» [12].

Сказочная история дидактична, это страшная сказка про Красную Шапочку «наоборот».

Юлия Бочарова окончила ВГИК по специальности «Драматургия» (2019 г.). В настоящее время пишет сценарии, прозу и пьесы.

В сказочно-фантастическом рассказе «Золотая птица» действие происходит в настоящее, «карантинное» время. Героиня Рита Баранова окончила второй класс в середине мая. «В этом году был карантин, и учителя целых два месяца вели занятия по скайпу. А потом уроки и вовсе отменили, не дожидаясь конца учебного года» [13]. Рита скучала. Она мечтала дружить с мальчишками и девчонками постарше, но ребята высмеивали ее и прогоняли. «И тут Риту осенило: а ведь она и сама может создать блог и найти себе интересное занятие на лето!» [13]. Она нарядилась, накрасилась и выложила ролик в «Тик-Ток». Затем Рита видит и спасает от злых ребят «птицу с удивительным золотым оперением», попадает в больницу с переломом лодыжки.

В день рождения Риты птица прилетает к ней. «Золотая красавица села на шкаф, и от ее перьев по всей комнате разлился дивный свет. Надо же! Она сама сияет. А Рита думала, что просто солнце отражается от ее оперения» [13]. Птица подарила девочке золотое перо как подарок за освобождение. «Возьми это перо и вплети его в свою косу. Ты станешь птицей на время и сможешь летать, раз уж тебе нельзя ходить из-за гипса». Новые подружки стали путешествовать вместе и однажды спасли больного малыша.

«С тех пор Рита решила всегда делать добро, чтобы помочь золотым Жар-птицам, и жизнь вокруг становилась лучше. Ведь если навестишь болеющего друга или поможешь соседу, который попал в беду, то птица счастья сможет улететь дальше, туда, где без нее на самом деле не обойтись» [13]. Когда Рита рассказала эту историю своим одноклассникам, они ей не поверили, а другие сказали, «что школьникам рано думать о помощи Жар-птицам». Но счастливая Рита уже была уверена в том, что если каждый «сделает что-то хорошее, что ему по силам, это окажется уже не так уж и мало» [13].

Рассказ во многом дидактичен, призван помочь детям раскрыть внутренние переживания, осознать конфликты, преодолеть трудности, научиться дружить и делать добро.

Тимур Нигматуллин учился на онлайн-курсе Ильи Одегова «Литпрактикум». Рассказ «Новогодний еж» (Глава из романа «Я не вру, мама…» можно обозначить как «елочный текст» детской литературы. Повествователь — шестилетний мальчик Муратов появился на новогодней елке в шапке ежа, сделанной его папой. Костюм был неудобный, склеенная из бумаги и обвязанная марлей шапка ежа доставляла мальчику неудобства и вызывала смех детей. Но герой мужественно все вытерпел, за что получил очень крутой подарок — «пластмассовый КамАЗ с откидным бортом и красной кабиной» [14].

В рассказе представлены все жанровые признаки юмористического «елочного текста» — детский новогодний утренник в садике, Дед Мороз и Снегурочка, елка, хоровод, стихи и подарки. «Возвращаясь домой, я шел за мамой, таща за собой по снегу КамАЗ. В его кузове лежала шапка ежа и улыбалась мне…»[14].

Можно сделать вывод о том, что в онлайн-журнале «Дактиль» публикуются хорошие тексты, ориентированные на классическую детскую литературу. В жанровом аспекте — это школьные рассказы на темы дружбы и семейных взаимоотношений; календарные святочные и новогодние рассказы; рассказы жанровых миксов — с элементами сказки и фантастики и библиотравелога. Смело можно утверждать, что рассказы, написанные как опытными, так и начинающими авторами, будут действенным источником эмоциональных и нравственных эмоций, духовного развития читателей — детей и подростков.

Таким образом, современная детская литература Казахстана отличается жанровой новизной, поиском новых стилевых тенденций и формированием современных форм репрезентации художественного текста. Детскую прозу пишут авторы, имеющие филологическое или социально-гуманитарное образование, прошедшие курс мастерства в Открытой литературной школе. В данном случае срабатывает профессиональное знание канонов жанра, специфики малой прозы, адресованной детям.

Литература

  1. Черняк М. А. «Библиотравелог» в новейшей прозе для подростков: к вопросу о жанровой трансгрессии в современной литературе // Уральский филологический вестник. — Екатеринбург, 2014. — №4. — С. 91-105. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotravelog-v-noveyshey-proze-dlya-podrostkov-k-voprosu-o-zhanrovoy-transgressii-v-sovremennoy-literature
  2. Бобина Т.О. Пародийно-игровое начало в современной детской книге // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-307519.html
  3. Черняк М. А. Школа под высоким напряжением: к вопросу о трансформации жанра «школьной повести» в современной литературе / Мария Черняк // Библиотечное дело. — 2017. — № 20. — С. 2-7.
  4. Крутова Валерия. Дружба между мужчинами и женщинами // Дактиль Дактиль, 2019. №13.
  5. Белоусова Анастасия. Шутка // Дактиль, 2019. №3.
  6. Сатпаева Нурайна. Приключения Альки //Дактиль, 2019. №3.
  7. Клепикова Елена. Жаник и Женик // Дактиль, 2019. №3.
  8. Стикеева Рашида. Бежал по улице баран // Дактиль, 2020. №5.
  9. Кошутская Лидия. Ангел сломанных вещей // Дактиль, 2020. №13.
  10. Михайлов Александр. Пропускной пункт // Дактиль, 2020. №13.
  11. Сарбай Нурсултан. Рассказы («Крабы», «Встреча») // Дактиль, 2020. №13.
  12. Дидар Абланов. Рассказы («Урал», «Волчья бездна») // Дактиль, 2020. №13.
  13. Бочарова Юлия. Золотая птица // Дактиль, 2020. №14.
  14. Нигматуллин Тимур. Новогодний еж. Глава из романа «Я не вру, мама…» // Дактиль, 2020. №15.
  15. Бобина Т.О. Сказки нового века Сказки нового века [Электронный ресурс] Образование Урала. — Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26647
Галина Власова

Галина Власова — доктор филологических наук, заведующая кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ имени Ломоносова.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon